Главная

Картинг своими руками

Самодельный детский автомобиль

Как сделать самодельный багги

САМОДЕЛЬНЫЙ МИКРОАВТОМОБИЛЬ "ОРЛЕНОК"

Сконструировал и построил этот самодельный микроавтомобиль М. Симчук. микроавтомобиль можно сконструировать двухместным и четырехместным — по желанию конструктора. Он состоит из рамы, изготовленной из углового железа, и съемного кузова. Каркас кузова [рис. 1) сделан из квадратных реек и скреплен дюралюминиевыми уголками.

Обшивка каркаса — металлическая и состоит из шести выкроек: капот, четыре крыла (два передних и два задних) и багажник. Размер боковых выкроек зависит от длины и высоты конструируемого автомобиля. Внутренняя обивка каркаса — фанерная. (Все номера деталей, данные в тексте до описания устройства двигателя, см. по рис. 1.) Машина оборудована двумя мягкими съемными сиденьями, причем переднее — передвижное (в расчете на возраст водителя). К раме (рис. 2) крепятся еще две площадки из твердой древесины или многослойной 10-миллиметровой фанеры, несущие на себе передний и задний мосты.

К брускам, укрепленным на раме с помощью поперечных дюралюминиевых уголков, крепится каркас. Подвеска автомобиля «Орленок» выполнена с помощью стальных спиральных пружин как для переднего, так и для заднего моста. Амортизаторов на автомобиле нет, поскольку на эксплуатационном диапазоне скоростей (от 8 до 25 км/час) они практически не нужны.

Задняя ось 19 представляет собой стальной пруток диаметром 17 мм, проточенный на концах до диаметра 12 мм под подшипники № 201Н, установленные во втулках колес. Четыре пружины подвески заднего моста закреплены неподвижно к деревянной поперечной площадке 21 болтами М6. Две из них постоянно связаны с задней осью, две другие работают только при увеличении нагрузки до четырех пассажиров.

Задняя ось крепится к кузову двумя продольными рычагами 17, изготовленными из полосовой стали. Эти рычаги установлены на резиновых втулках, что позволяет им несколько смещаться при колебаниях оси на неровностях дороги. Балка переднего моста 1, изготовленная из угловой стали размером 25X25 мм, крепится к поперечине кузова рычагами. Рычаги также установлены на резиновых втулках.

Две спиральные пружины 2 подвески переднего моста крепятся болтами М6 к деревянной поперечной площадке 4. Поворотные рычаги привариваются к поворотным цапфам. Подшипники на передних колесах такие же, как и на задних (№ 201Н). Всего их требуется 8 штук. На колесах самодельного микроавтомобиля «Орленок» стоят шины размером 12- 1/2 X 2 -1/4 дюйма. Такие шины изготовляются нашей промышленностью, а также предприятиями ГДР для детских самокатов и велосипедов. Диски к этим шинам можно сделать из листовой стали путем выдавливания, то есть две тарелки, склепанные между собой, образуют колесо, внутри которого помещена втулка с двумя шарикоподшипниками.

При наличии четырех металлических ободов от детского велосипеда можно собрать колеса на мотоциклетных спицах (например, от мотоцикла К-125), применив велосипедные втулки под стандартную переднюю ось [от велосипеда «Прогресс»). В этом случае придется соответственно изменить размеры и конфигурацию шеек осей. Система управления на автомобиле очень проста. В нее входят: руль, рукоятка газа и рычажок включения скорости, причем последним имеет три позиции. Первая позиция — нейтральное положение, вторая — скорость и сцепление, третья — тормоз.

Скорость самодельного микроавтомобиля можно регулировать. Она зависит от ведущей звездочки. Если автомобиль строится для детей дошкольного и младшего школьного возраста, то надо ставить такую звездочку, которая соответствовала бы скорости 6— 8 км/час, а для ребят постарше — звездочку, которая соответствовала бы скорости 20—25 км/час. Управление автомобилем про- исходит следующим образом. На рулевом валу диаметром 12 мм посажены рулевое колесо диаметром 270 мм и звездочка. На звездочку накинута велосипедная цепь из 15 звеньев, концы которой заделаны в трос.

Трос своими верхними концами упирается в общую колодку, изготовленную из текстолита и укрепленную на полу кузова, а нижними — в штуцеры на балке переднего моста. Штуцеры позволяют быстро и точно регулировать натяжение тросов. Для этого следует накинуть среднюю часть рулевой цепи на звездочку, а колеса поставить в нейтральное положение (рис. 3). Концы тросов должны быть тщательно заделаны и припаяны к рычагам.

Двигатель (рис. 4) машины велосипедный, Д-4. Он не имеет коробки передач и отдельного пускового рычага (стартера). Но запускать его с хода, как это делают при езде на велосипеде, неудобно. Поэтому его надо несколько переделать. Для этого нужно снять заводской механизм сцепления, установленный на двигателе, изготовив вместо него систему из двух металлических 21, 23 и одного резинового диска 22 (см. рис. 4).

На хвостовике коленчатого вала двигателя устанавливается шкив, приводящий во вращение вентилятор. Это необходимо для того, чтобы двигатель, помещенный в тесное подкапотное пространство, не перегревался во время работы. Валик, расположенный справа от двигателя, несет на себе механизм стартера, который состоит из храповика 19 и собачки 18. При нажиме на педаль 17 собачка входит в зацепление с зубчатым колесом храповика и через ведомую шестерню проворачивает коленчатый вал двигателя. Педаль 17 связана велосипедной цепью 16 с пусковой звездочкой 14.

Валик, расположенный слева от двигателя (см. рис. 4), несет на себе механизм сцепления и ведущую звездочку, передающую вращение большого зубчатке, укрепленной на втулке левого заднего колеса автомобиля. Детали этого узла показаны на рисунке 5. Тормоза автомобиля работают следующим образом.

Стальной диск 23, передвигаемый вилкой 8, которая соединена тросом с рычагом в кабине водителя, в своем крайнем правом положении входит в зацепление с резиновым диском 22, приклепанным к стальному диску 21, сидящему на валу ведомой шестерни. При этом двигатель приводит в движение ведущее колесо автомобиля. Передвигая рычаг 2 назад, мы выводим диски из зацепления, что соответствует нейтральному положению.

При дальнейшем движении рычага диск 23 касается тормозной колодки 24, неподвижно укрепленной на раме автомобиля, и машина останавливается. Такое тормозное устройство надежно, просто по конструкции и легко регулируется. Главная передача автомобиля «Орленок» состоит из ведущего зубчатого колеса-звездочки (Z1 = 8), ведомого зубчатого колеса (Z2 = 48), велоцепи 1 и натяжного ролика 3, имеющего регулировочную рейку.

Ролик необходим на случай вытягивания цепи, а также при установке ведущей звездочки с другим передаточным отношением (для увеличения эксплуатационной скорости автомобиля). Ведущее зубчатое колесо (звездочку) устанавливают после того, как юный водитель хорошо освоится с управлением автомобиля на малых скоростях. Подбирать зубчатые колеса можно, исходя из расчета, приведенного в технической характеристике автомобиля .

Управление дроссельной заслонкой двигателя регулируется рычагом газа, установленным на рулевой панели автомобиля слева от водителя. Рядом вмонтированы спидометр, выключатель света фар, приемник. Что еще можно сказать об автомобиле «Орленок»!

Конструктор этого самодельного микроавтомобиля по некоторым соображениям расположил ведущий вал с приводом на левое колесо с левой стороны от двигателя. Можно монтировать его и с стороны. Это даст свободный доступ к магнето. Построить этот автомобиль не так легко, как кажется на первый взгляд. Но если вы справитесь с этой работой, то все ваши труды окупятся сполна. Желаем удачи вам, юные мастера!

Общий вид детского самодельного микроавтомобиля «Орленок»

Рис. 1. Общий вид детского самодельного микроавтомобиля «Орленок»: 1 — балка переднего моста; 2 — пружина подвески (2 шт.); 3 — поперечная рулевая тяга; 4 — площадка крепления переднего моста; 5 — поворотная цапфа; 6 — ось переднего колеса; 7 — рулевой трос; 8 — колесо; 9 — рулевая звездочка (Z =6); 10 — рулевой вал; 11 — рычаг управления сцеплением; 12 — трос сцепления; 13 — ведомая шестерня; 14 — трос газа; 15 — моторный отсек; 16 — ведущая звездочка (Z =8); 17 — продольный рычаг заднего моста (2 шт.); 18 — хомут крепления задней оси; 19 — задняя ось; 20 — двигатель Д-4; 21 — площадка крепления заднего моста; 22 — вспомогательная пружина (2 шт.); 23 — основная пружина подвески заднего моста (2 шт.); 24 — рукоятка управления газом.

Рис. 2. Устройство рамы.

Вид самодельного микроавтомобиля снизу

Рис. 3. Вид самодельного микроавтомобиля снизу: 1 — продольные (реактивные) рычаги крепления балки к кузову (полосовая сталь 30x5 мм); 2 — дюралевый уголок 30x30 мм; 3 — рама; 4 — нижний конец рычага управления сцеплением; 5 — трос сцепления; 6 — штуцер троса сцепления; 7 — опорная площадка заднего моста; 8 — задняя ось; 9 — колодка тросов рулевого управления; 10 — передняя часть рамы; 11 — опорная площадка переднего моста; 12 — пружина подвески переднего моста; 13 — балка переднего моста; 14 — поворотный шарнир; 15 — ось переднего колеса; 16 — поворотный рычаг; 17 — дюралевый уголок 30 х 30 мм; 18 — вспомогательная пружина подвески заднего моста; 19 — основная пружина подвески заднего моста; 20 — поддон; 21 — поперечная рулевая тяга; 22 — штуцеры рулевых тросов; 23 — рулевые тросы.

Рис. 4. Двигатель и тормозное устройство: 1 — ведущая цепь; 2 — сноба крепления подшипника ведущего вала; 3 — натяжной ролик; 4 — кронштейн натяжного ролика; 5 — шпонка ведущего вала; 6 — кронштейн вилки переключения; 7 — возвратная пружина; 8 — вилка управления сцеплением; 9 — упор троса сцепления; 10 — двигатель Д-4; 11 — вентилятор; 12 — бензобак; 13 — возвратная пружина стартера; 14 — звездочка стартера Z =12); 15 — скоба крепления подшипника пускового вала; 16 — цепь стартера; 17 — педаль стартера; 18 — сектор собачки стартера; 19 — храповик стартера; 20 — кронштейн вентилятора; 21 — ведущий диск; 22 — дисковая прокладка из твердой резины; 23 — ведомый диск; 24 — тормозная колодка из твердой резины; 25 — лапка тормозной колодки: 26 — чашка выжимного подшипника; 27 — скользящая втулка сцепления; 28 — валик стартера.

Рис. 5. Чертеж узла двигателя с трансмиссией: А — ведущий вал, Б — вал, установленный вместо вала сцепления с муфтой.

Рис. 6. Оборудование кабины: 1 — рулевое колесо; 2 — рычажок управления газом; 3 — рычаг управления сцеплением; 4 — кулиса рычага управления сцеплением; 5 — выключатель зажигания; в — переключатель больших и малых фар; 7 — часы; 8 — спидометр; 9 — радиоприемник.

Рис. 7. Ведущий вал (А — на рис. 5).

Рис. 8. Вал, установленный вместо вала сцепления двигателя Д-4 с муфтой (Б — на рис. 5).

Рис. 9. Валик стартера (см. поз. 2В на рис. 4).

Самодельные картинги, багги, детские автомобили