Главная

Картинг своими руками

Самодельный детский автомобиль

Как сделать самодельный багги

ВЕЛОКАРТ "Малыш"

Рама велокарта сварена в основном из стальных тонкостенных труб различного диаметра, взятых от рам отслуживших свое велосипедов. И только ось задних колес да балка переднего моста изготовлены из водопроводных (с более толстыми стенками) полудюймовых труб. Передняя и задняя траверсы рамы являются одновременно и бамперами, поэтому они, как и лонжероны, выполнены из труб большего диаметра, чем остальные элементы рамы.

Угловые соединения траверс с лонжеронами усилены косынками из стального 2-мм листа. Педальный привод со звездочкой, кареткой и частью рамы позаимствовал от старого детского трехколесного велосипеда «Космос». Этот узел приварил к средней продольной вставке рамы. Поскольку педальный привод установлен по оси машины, а ведущее колесо одно (заднее правое), то не смог обойтись без промежуточной передачи. Для нее приспособил звездочки — все от того же велосипеда «Космос». Большая (20-зубая) звездочка приварена непосредственно к промежуточному валу.

Другая — малая звездочка (z = 16) этой передачи — посажена на промежуточный вал через стальную ступицу, к которой она приварена, а ступица закреплена на валу шплинтом. Подшипники скольжения, в которых вращается промежуточный вал, изготовил сначала из капрона, а когда они в ходе эксплуатации износились — заменил на фторопластовые. Опорные кронштейны промежуточного вала крепятся болтами М6 к приваренным к раме пластинам с продольными прорезями.

Эти продольные прорези служат для натяжения цепи первой ступени привода. Цепь второй ступени натягивается с помощью фторопластового ролика, закрепленного на подпружиненном рычаге, отрезанном от педального шатуна велосипеда. Звездочка приводного колеса тоже взята от старого детского велосипеда. Балка переднего моста изготовлена из водопроводной полудюймовой трубы и сделана качающейся.

Ее связь с рамой осуществлена посредством только одного шарнирного кронштейна в средней части. Такая подвеска моста исключает зависание на неровной дороге не только одного из передних рулевых колес, но и, что, пожалуй, важнее, — ведущего заднего. Одна часть шарнира представляет собой приваренную к балке моста стальную втулку с фторопластовым подшипником скольжения внутри. Вторая часть — кронштейн в форме проушины; он приварен к поперечине рамы. Обе части шарнира (а, следовательно — и передняя балка с рамой) соединены между собой осью-болтом М12.

Рулевое управление велокарта сделано по типу автомобильного. Баранка диаметром 300 мм согнута из стального 10-мм прутка и «обтянута» резиновым шлангом. Рулевой вал — отрезок полудюймовой трубы с приваренным в средней части упорным буртиком. Вал установлен под углом около 45° к плоскости рамы и закреплен на ней в двух кронштейнах через капроновые втулки. Снизу в его трубу запрессован и приварен переходник— к нему крепится рулевая сошка.

Последняя соединена тягой с сошкой поворотного кулака правого колеса, а рычаг этого кулака межкулаковой тягой соединен с рычагом поворотного кулака левого колеса. Рулевая сошка короткая, а потому может устанавливаться (направляться) как в положение вверх, так и вниз. Поворотные кулаки изготовлены из вилок наконечников тяг от грузовых автомобилей. У вилок отрезаны концы вместе с отверстиями под пальцы и просверлены другие, поближе к шейке. К каждому кулаку приварены рычаги, а к правому еще и поворотная сошка. Эти детали изготовлены из стальной полосы сечением 20x5 мм. Оси колес выточены с той же резьбой на одном конце, что и резьба в торцевом отверстии поворотного кулака, куда она затем вворачивается и контрится керном.

В качестве передних колес на велокарте используются передние от детских трехколесных велосипедов. Из них удалены педальные шатуны, а к диску восемью болтами М4 прикреплена выточенная стальная ступица. В нее вставлены с разных сторон две капроновые втулки (подшипники скольжения) с внутренним отверстием такого же диаметра, что и ось колеса (12 мм). Балка заднего моста, как и переднего, изготовлена из полудюймовой водопроводной трубы. С обоих концов в нее запрессованы и приварены оси колес. Задние колеса взяты готовыми все от того же детского велосипеда «Космос».

Они по диаметру немного больше, чем передние, но это компенсируется уровнем подвески балок. Балка вставляется в скобы из полосовой стали, приваренные к лонжеронам, и дополнительно крепится к раме болтами М6 через отверстия, просверленные одновременно во всех деталях этого узла: лонжероне, балке, скобе.

Тормозной механизм по конструкции практически полностью повторяет тот, что был опубликован в № 3 за 1978 год журнала «Моделист-конструктор». Только в моем варианте тормоз приводится в действие не от педали, а от рукоятки, расположенной с правой стороны сиденья. Поскольку этот номер журнала вряд ли сохранился даже в библиотечных архивах, есть смысл привести рисунки тормозного механизма и в этой публикации. И последнее.

Сиденье изготовлено на основе трубчатой рамки от водительского кресла грузовика «Колхида». Может, такая рамка и тяжеловата, но зато прочная. Вверху спинной части рамки приварен пассажирский поручень. Спинку и сиденье образуют фанерные листы, оклеенные поролоном и обтянутые кожзаменителем. К раме велокарта рамка сиденья крепится посредством кронштейнов в четырех точках.

(Автор: А.КЛИМЕНКО, с. Черниговка, Приморский край)

Велокарт «Малыш»

Велокарт «Малыш»: 1 — рама; 2 — переднее колесо (ведущее от трехколесного детского велосипеда, 2 шт.); 3 — запасное колесо (от детского велосипеда); 4 — стойка и кронштейн для крепления запасного колеса (велосипедная труба и стальной лист s2); 5 — капот (дюралюминий, лист s1); 6 — зеркало заднего вида (мотоциклетный); 7 — подкос рулевого вала; 8 — рулевой вал; 9 — рулевое колесо; 10 — педальный привод (от детского велосипеда); 11 — промежуточный вал с большой и малой звездочками; 12 — тормозная рукоятка; 13 — сиденье (каркас — от автомобиля «Колхида», фанера, поролон, кожзаменитель); 14 — подголовник; 15 — поручень (труба диаметром 20); 16 — блок и трос привода тормозов; 17 — тормозной рычаг с колодкой; 18 — катафот (4 шт., автомобильные, передние — белые, задние —красные); 19 — заднее колесо (от детского велосипеда «Космос», 2 шт.); 20 — механизм натяжения цепи 2-й ступени; 21 — приводные цепи (от детских велосипедов)

Рама и задний мост (все элементы, кроме указанных особо, выполнены из труб велосипедных рам): 1 — передний бампер; 2 — косынка (СтЗ, лист s3,4 шт.); 3 — передняя поперечина; 4 — подрамник педального привода (от трехколесного велосипеда «Космос»); 5 — средняя вставка; 6 — средняя поперечина; 7 — задняя поперечина; 8 — балка заднего моста (водопроводная труба 1/2"); 9 — площадка пассажира (стальной рифленый лист s2); 10 — задний бампер; 11 — втулка тормозного устройства (водопроводная труба 1/2"); 12 — ось заднего колеса (СтЗ, круг 22, 2 шт.); 13 — кронштейн тормозного устройства (лист s3); 14 — лонжерон (2 шт.); 15 — ушко крепления поперечного троса тормозного устройства (СтЗ, лист s3, 2 шт.); 16 — кронштейны крепления каркаса сиденья (швеллер № 2,5, 4 шт.); 17 — кронштейны крепления опор промежуточного вала (СтЗ, лист s3); 18 — проушина шарнира подвески передней балки (швеллер № 5,5); 19 — опорный кронштейн рулевого вала (СтЗ, лист s3); 20 — подрамник и кронштейн запасного колеса

Задний мост с колесом и тормозным устройством: 1 — колесо (от детского велосипеда); 2 — тормозная колодка; 3 — возвратная пружина левая, правая — зеркально отображенная (проволока диаметром 2); 4 — втулка (водопроводная труба 1/2"); 5 — тормозной вал (Ст 45, круг 16); тормозной рычаг (СтЗ, лист s5); 7 — бампер (труба от рамы велосипеда); 8 — гайки М8; 9 — болт М6; 10 — скоба (СтЗ, лист s2); 11 — балка заднего моста с осями (водопроводная труба 1/2"); 12 — трос тормозного механизма; 13 —блок привода тормозов; 14 — ось колеса

Изготовление петли на тросе: 1 — трос; 2 — втулка (медная трубка); 3 — коуш (медная трубка)

Тормозной рычаг с колодкой: 1 — колодка (СтЗ, лист s4); 2 — винт МЗ (4 шт.); 3 — накладка (резина, s8); 4 — рычаг (СтЗ, лист s5); 5 — шайба

Промежуточная передача: 1 — шплинт диаметром 2; 2 — опора (стальная труба 25x4, СтЗ, лист s5,2 шт.); 3 — втулка-подшипннк скольжения (капрон или фторопласт, 2 шт.); 4 — большая звездочка z = 20 (от детского велосипеда); 5 — вал (от детского велосипеда); 6 — штифт диаметром 4; 7 — малая звездочка z = 16 (от детского велосипеда), 8 — ступица (СтЗ, круг 22)

Шарнир подвески балки переднего моста к раме: 1 — передняя поперечина рамы; 2 — нижний опорный кронштейн рулевого вала (СтЗ, лист s3); 3 — ось-болт M1 2 шарнира; 4 — проушина шарнира (стальной швеллер); 5 — втулка-подшипник скольжения (фторопласт, 2 шт.); 6 — втулка-подвеска шарнира (стальная труба 22x3); 7 — косынка (СтЗ, лист s3, 2 шт.); 8 — балка переднего моста; 9 — шайба; 10 — гайка Ml2

Поворотный кулак направляющего переднего колеса: 1 — ось направляющего колеса; 2 — кулак (наконечник тяги грузового автомобиля, доработанный); 3 — ось поворотного кулака (болт М10 с шайбой и гайкой); 4 — ушко крепления поворотного кулака к передней балке (СтЗ, лист s3,2 шт.); 5 — передняя балка; 6 — шплинт с шайбой (2 шт.); 7 — межсошковая тяга (стальной пруток диаметром 5); 8 — сошка кулака (СтЗ, полоса 20x5); 9 — межкулаковая тяга с наконечником; 10 — ось рычага (болт М6 с шайбой и гайкой); 11 — рычаг (СтЗ, полоса 20x5)

Рулевое управление: 1 — рулевое колесо (сталь, круг 10); 2 — втулка (капрон); 3 - верхний опорный кронштейн рулевого вала (стальная полоса 20x3); 4 - рулевой вал (стальная труба 1/2"); 5 - нижний опорный кронштейн рулевого вала (СтЗ , лист s3); 6 - рулевая сошка; 7 — балка переднего моста (водопроводная труба 1/2"); 8 - межкулаковая тяга; 9 - рама; 10 — шарнир подвески балки переднего моста; 11 - тяга сошки; 12 - поворотный кулак; 13 переднее направляющее правое колесо (от детского велосипеда); 14 —ось направляющего переднего правого колеса

Самодельные картинги, багги, детские автомобили